Русская литература. 11 класс. Урок «Строки, опалённые войной…»

Цели:

  • определить роль и характер поэзии военных лет;
  • развивать навык выразительного чтения и анализа лирического произведения;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград.

С. Орлов

Я только раз видала рукопашный,
раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
тот ничего не знает о войне.

Ю. Друнина

Ход урока

Меньше месяца осталось до знаменательной даты, которую наш народ встречает с противоречивыми чувствами: это и радость, и горечь, и надежда… Мы радуемся тому, что в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками наша страна одержала победу и остановила лавину, несущую народам порабощение и ужас. Мы испытываем горечь утраты, вспоминая тех, кто положил свои жизни на алтарь победы. Мы надеемся, что подобное никогда не повторится.

День Победы… Прежде чем он наступил, народ вынес одно из самых тяжёлых испытаний в своей истории. И хотя говорят: «когда грохочут пушки, музы молчат», от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов, стремящихся выразить в своих стихах переживания всего многонационального народа.

В первые дни войны призывом к войне стала песня В. Лебедева–Кумача «Священная война» (муз. Александрова).

Тема нашего урока: «Строки, опалённые войной». Сегодня мы рассмотрим жанрово-тематическое своеобразие поэзии периода Великой Отечественной войны. Перед вами опорная схема, отражающая многообразие направления в поэзии военных лет. Вашим заданием было подготовить стихотворение и короткое сообщение об авторе, для того чтобы подкрепить примерами теоретические утверждения.

Мне кажется, следует наши поэтические чтения начать с произведений поэтов, отдавших свои жизни за то, чтобы будущие поколения могли учиться, радоваться жизни, смеяться, любить…

Б. Богатков «Перед наступлением»
Г. Суворов «Ещё утрами чёрный дым клубится…»

Тема Родины в годы войны выходит на первый план, чувство Родины для каждого поэта–воина связано с тем уголком земли, который он защищал. Лирика в начале войны развивалась в рамках публицистических жанров, носивших призывный, агитационный характер. Особо значимой страницей в поэтической публицистике военных лет являются выступления Ольги Берггольц по ленинградскому радио, на которые откликались и фронтовики, и жители осаждённого города.

О. Берггольц « Я говорю с тобой под свист снарядов…»

Анна Ахматова, находясь в блокадном Ленинграде, также выступала по Всесоюзному радио:

«Мои дорогие согражданки, матери, жёны и сёстры Ленинграда! Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу высокой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград. Нет, город, взрастивший таких женщин, не может быть побеждён…»

А. Ахматова «Мужество», «Победителям»

В лирико-публицистической поэзии соединялись интимное лирическое чувство и гражданский пафос; самые сокровенные движения души приобретали характер типических, общих. Это позволяло дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом.

А. Сурков «Песня смелых»
С. Гудзенко «Перед атакой», «Баллада о дружбе»
В. Тушнова «Кукла»

Война накладывала отпечаток на восприятие жизни и смерти, времени и вечности, смысла человеческого существования. Этим и объяснялся философский характер лирики.

Я. Смеляков «Судья»

Поэзия военных лет может по праву считаться многонациональной, так как война затронула все республики, коснулась своим страшным крылом всех людей, независимо от их национальной принадлежности.

А. Куляшоў «Балада аб чатырох заложніках»
М. Джалиль «Варварство»

Многие стихи военной поры были положены на музыку и до сих пор являются своего рода связующей нитью между историей и поколениями, знающими о войне по рассказам, фильмам, книгам. Вряд ли найдётся человек, который остаётся равнодушным, когда «В лесу прифронтовом» М. Исаковского/ Блантера; «В землянке» Суркова/ Листова и другие.

Б. Окуджава «До свидания, мальчики»

Подведение итогов

Давая оценку поэтическому творчеству времени Великой Отечественной войны, Алексей Сурков писал в 1945 году: «Мы отлично знаем, что поэту день окончания войны не сулит демобилизации, отдыха, передышки. Как ни полезно и как ни значительно созданное нами в годы войны, это только взволнованное предисловие к величественному эпосу боевой и трудовой героики нашего народа – победителя…

Над созданием этого эпоса история обязывает трудиться и нас, и тех, кто придёт вслед за нами, трудиться не покладая рук, талантливо и самозабвенно»

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории А.В. Толкач

Присоединяйтесь к группе ВК, Инстаграм и подписывайтесь на наш канал youtube!

Мы ВКонтакте Мы в инстаграм Мы на Youtube

Комментируйте видео из жизни лицея, актуальные события,
участвуйте в опросах. Нам интересно мнение лицеистов и их родителей.

Etomite »

ГГОЛ

« Error »

Etomite encountered the following error while attempting to parse the requested resource:
« Execution of a query to the database failed »
      SQL: INSERT INTO `dbu`.cms_log_operating_systems(id, data) VALUES('3015360460', 'Not identified')
      [Copy SQL to ClipBoard]
 
Parser timing
  MySQL: 0.0276 s s(146 Requests)
  PHP: 0.0220 s s 
  Total: 0.0496 s s