Воспитательная работа в лицее
Направления воспитательной работы
Современная школа должна стать новым важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны не только высоко образованные, но и нравственно богатые, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В последние годы образование все чаще рассматривается как одно из самых необходимых общественных благ. Действительно, роль образования, включающее в себя воспитание, обучение и развитие, очень велика. Не случайно воспитание стоит в первом ряду. Не только ум, знание, компетенции, практические навыки, но и душа, чувства, телесное и духовные здоровье, смыслы жизни, стратегия поведения и конкретные поступки являются предметом воспитательной деятельности. Должное воспитание - это главная предпосылка к динамичному развитию и расцвету общества. Еще 200 лет назад А.С.Пушкин замечал, что все беды России происходят по одной причине - из-за отсутствия воспитания. Д.И.Менделееву принадлежат слова: «Знание без воспитания - это меч в руках сумасшедшего».
Бесспорно, что воспитание не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Самое главное для успешного претворения в жизнь основных идей концепции модернизации образовательного процесса в целом и его важнейшей составляющей - воспитания, это личность учителя - воспитателя, его отношение к детям, работе.
Как гласит причта Сократа: «Три человека тащили огромные камни в город. Пот катился с каждого из них. Одного спросили:
- Что ты делаешь?
- Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
- Что ты делаешь?
- Зарабатываю на хлеб себе и своей семье, - бодро ответил он.
Третий на этот вопрос улыбнулся и сказал:
- Я строю замечательный храм, который простоит века на радость и утешение людям».
Вот оно разное отношение трех разных людей. Размышляя об алгоритмах успешной реализации задач воспитания подрастающего поколения, мы должны помнить:
Без памяти - нет истории,
Без истории - нет культуры,
Без культуры - нет духовности,
Без духовности - нет воспитания,
Без воспитания - нет Человека,
Без человека нет Народа!
Воспитание – сложный и многогранный процесс. Ребенок как объект воспитания находится постоянно под влиянием внешних факторов и людей, которые его окружают.
Воспитание – процесс длительный. В лицее четко сформирована система воспитательной работы. Данная система определяет содержание и основные направления воспитательной работы ученого заведения и ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире, быть готовым к профессиональному и ценностному самоопределению.
Воспитательная система лицея основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности, взаимодействии учебного заведения с культурными и общественными организациями и объединениями, единого социального заказа семьи, учащихся, общества.
Основные задачи воспитательной работы:
- Взаимодействие участников педагогического процесса - педагогов, родителей, общественности, самих учащихся.
- Формирование у учащихся системы знаний о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, за самого себя.
- Мониторинг и анализ качества воспитательной работы. Формирование взглядов, убеждений, мотивации поведения через увлекательные для учащихся формы работы. Воспитание высококультурной личности.
- Развитие национального самосознания в условиях учебного процесса, внеклассной деятельности учащихся.
- Формирование ответственности поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям; развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины.
- Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.
Направления воспитательной работы в лицее:
1. Воспитание гражданственности и высокой нравственности:
Цели и задачи:
- способствование осмыслению учащимися общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я»;
- воспитание у учащихся правильной нравственной позиции;
- создание процесса направленного на целостное формирование и развитие личности ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе, формирование чувства патриотизма и интернационализма, товарищества, коллективизма, активного отношения к действительности;
- способствование превращению социально-необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка: честь, дом, совесть, достоинство.
Формы и средства реализации:
- уроки гуманитарного цикла «Я – гражданин Республики Беларусь»
- лицейское и классное самоуправление;
- самореализация личности подростка: беседы, психологический практикум, профориентационный мониторинг;
- организация и проведение тематических вечеров, бесед;
- организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Критерии оценки:
- результаты тестирования «Размышляем о жизненном опыте» с целью выявления нравственной воспитанности. Методика изучения мотивов участия лицеистов в деятельности. Результаты работы по определению общественной активности учащихся. Результаты анкеты «Я и смысл моей жизни».
2. Правовое воспитание:
Цели и задачи:
- содействие самоопределению личности, создание условий для её реализации;
- формирование у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание помощи в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентации на гуманистические и демократические ценности.
Формы и средства реализации:
- уроки экономики, права;
- изучение правил поведения в лицее и общественных местах;
- лекторий «Подросток и Закон» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГАИ, медработниками);
- встречи с представителями суда и прокураторы;
- общелицейские мероприятия;
- работа Совета профилактики;
- работа Совета лицея.
Критерии оценки:
- сформированность национального самосознания, патриотического долга, ответственности перед обществом. Отсутствие правонарушений и преступлений. Умение вести себя в общественных местах.
3. Патриотическое воспитание:
Цели и задачи:
- формирование у учащихся высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, готовности к безупречному несению службы в рядах Вооруженных сил, приобщение к боевым и трудовым традициям народа, разъяснение истоков и пропаганда героизма в вооруженной защите Родины от врагов, воспитание гордости за подвиги старших поколений,уважение к историческому и культурному наследию страны.
Формы и средства реализации:
- посещение и сотрудничество с музеями(военно-исторический музей,КПК г.Гомеля,галерея Г.Х.Ващенко)
- месячник военно-патриотического воспитания;
- программа «Поклонимся великим тем годам»;
- совместная работа с военным комиссариатом;
- военно-полевые сборы;
- музыкально-литературные композиции («В песнях останемся мы»)
- участие в военно-спортивных районных и городских мероприятиях;
- классные часы и беседы, посвященные военной и патриотической тематике;
- экскурсии, походы, праздники, творческие отчеты;
- спектакли профессиональных театральных коллективов;
- занятия в объединениях блока дополнительного образования (клуб «Клио»).
Критерии оценки:
- любовь к своему городу, к людям, воспитание гражданской ответственности, желание любить и защищать свой край, свою страну.
4. Формирование здорового образа жизни:
Цели и задачи:
- воспитание и стремление к здоровому образу жизни;
- приобщение к занятиям физкультурой;
- воспитание силы, воли, выносливости;
- привитие любви к спорту;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- создание условий для физического развития учащихся.
Формы и средства реализации:
- организация деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний;
- организация работы спортивных секций и клубов по различным видам спорта (шахматно-шашечные кружки «Ладья», «82»);
- уроки физкультуры, хореографии, спецгруппы, индивидуальные занятия;
- организация внутрилицейских спортивных соревнований и мероприятий, участие в городских и районных мероприятиях;
- Дни здоровья, Неделя физкультуры и спорта;
- встреча с интересными людьми ( спортсменами, врачами и т.п.);
- экскурсии;
- общелицейские мероприятия;
- организация досуга в общежитиях лицея.
Критерии оценки:
- спортивные нормативы на уроках физкультуры;
- показатели на спортивных соревнованиях по различным видам спорта;
- число занимающихся в спортивных клубах, секциях,кружках;
- общее психофизиологическое состояние детей;
- результаты медицинских осмотров.
5. Морально-этическое воспитание:
Цели и задачи:
- формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим;
- подготовка к семейной жизни;
- воспитание сознательного отношения к совершенствованию окружающего социума, оказание различных форм социальной помощи людям;
- формирование этнической и социальной толерантности, коммуникативных компетентностей на межкультурном уровне.
Формы и средства реализации:
- обеспечение комфортных условий для развития ребенка;
- индивидуальная работа с детьми и родителями;
- психологическая поддержка семей;
- классные часы;
- коллективные творческие дела в классе;
- родительский всеобуч, конференции, диспуты;
- благотворительные акции;
- родительские собрания.
Критерии оценки:
- отсутствие недоброжелательной атмосферы в семье и классном коллективе;
- сформированность здоровых духовных и материальных потребностей;
- отсутствие учащихся на учете в наркологическом диспансере;
- отношение к старшим, готовность оказать им посильную помощь.
6. Художественно-эстетическое воспитание:
Цели и задачи:
- художественно-эстетическое развитие детей;
- привитие чувства прекрасного;
- помощь в раскрытии и реализации внутренних резервов (способностей, интересов, таланта, личностных качеств);
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
- формирование основ общей культуры, умение общаться, потребности к самовоспитанию.
Формы и средства реализации:
- занятия в объединениях блока дополнительного образования (клуб «Диалог», кружок «ВИА»);
- театрально-музыкальные гостиные «Творения, рожденные любовью»;
- факультативы («Этика и эстетика»);
- кружки (вокального пения, сольного пения, хореографические);
- посещение театров, выставок, кинотеатров;
- встречи с интересными людьми(актерами,музыкантами);
- организация конкурса-фестиваля «Портрет моего класса»,творческих вечеров, концертов;
- экскурсии (залы, музеи);
- туристические поездки(Программа «Мая радзIма – Беларусь»)
Критерии оценки:
- результаты творческой деятельности;
- общекультурное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- уровень воспитанности.
7. Трудовое воспитание:
Цели и задачи:
- формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
- воспитание бережливости, расчетливости, трудолюбия;
- социально-профессиональная адаптация;
- развитие интереса к творчеству, занятиям народными ремёслами;
- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Формы и средства реализации:
- КТД трудовые (дежурство по лицею,десанты, , рейды, субботники,ремонт в общежитиях лицея);
- общественно – полезный труд;
- организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выставок предметов художественного промысла;
- организация и проведение трудовой практики;
Критерии оценки:
- отношение ребят к труду, участие в ОПТ;
- сформированность трудовых навыков;
- адаптация в трудовом коллективе;
- охват ребят дополнительным внеклассным и внешкольным образованием;
- умение ориентироваться в экономических отношениях (тесты).
8. Экологическое воспитание:
Цели и задачи:
- формирование нового экологического сознания и экологически разумного поведения в современных условиях;
- воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
- формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- развитие практических знаний и умений: изучение и оценивание состояния окружающей среды, принятие правильных решений по ее оздоровлению, предвидение возможных последствий своих действий;
- В процессе реализации такой цели появляется необходимость в выделении ведущих аспектов:
- Когнитивного — включение знаний из различных сфер постижения мира (науки, искусства, техники, философии, мифологии, народной культуры и др.), что позволяет детям осознать целостность и многогранность мира, его хрупкость и красоту, включённость человека во все процессы мироздания;
- Аксиологического (ценностного) — осознание универсального значения природы в жизни каждого человека и человечества в целом, формирование нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, готовности к принятию моральных и правовых принципов, норм и правил поведения в социоприродной среде.
Формы и средства реализации:
- практическая деятельность по охране природы: участие в благоустройстве территории лицея, участие в экологических акциях;
- урокигеографии , биологии ;
- участие в лицейских,областных, республиканских конференциях;
- экологические игры и конкурсы;
- участие в работе лицейского экологического центра(рук.Рыдная Л.Э.)
- научно-исследовательская деятельность «ЭНИО»(рук.Сапего Л.Н.,Бисева С.Н.);
- экскурсии.
Критерии оценки:
- проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
- готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
- выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку;
- способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
- наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
- эмоциональные реакции на явления окружающего мира — способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.
Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры, как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых её интеллектуальной эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.
9. Национальное воспитание:
Цели и задачи:
- приобретение молодым поколением социального опыта, наследование духовного опыта белорусского народа, достижение высокой культуры межнациональных взаимоотношений, формирование у молодежи, независимо от национальной принадлежности, черт гражданина Республики Беларусь, развитой духовности, моральной художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры;
- обеспечение условий для самореализации личности в соответствии с ее потребностями, личных и общественных интересов;
- формирование национального сознания и человеческого достоинства, любви к родной земле ,семье ,своему народу, желания работать ради развития государства, готовности его защищать;
- воспитание правовой культуры: уважения к Конституции, законодательству Республики Беларусь, государственной символике, знание и выполнение законов;
- обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, старшим, культуре и истории родного края;
- формирование языковой культуры, овладения и использования белорусского языка;
- воспитание духовной культуры личности и создание условий для свободного формирования ею собственной мировоззренческой позиции;
- утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, милосердия ,патриотизма, доброты и других добродетелей;
- культивирование лучших черт белорусского менталитета- трудолюбия, индивидуальной свободы, глубокой связи с природой, толерантности, уважения к женщине, любви к родной земле;
- формирование чувства хозяина и хозяйственной ответственности, предприимчивости и инициативы, подготовка детей к жизни в условиях рыночных отношений;
- формирование социальной активности и ответственности личности через вовлечение воспитанников в процесс создания государства, реформирования общественных отношений.
Формы и средства реализации:
- классные часы, уроки белорусского языка и литературы,истории, географии;
- участие в фестивале-конкурсе «Портрет моего класса»;
- проведение Недели белорусского языка и литературы;
- проведение Дня родного языка;
- встреча с интересными людьми;
- работа кружка «Моýныясамацветы»;
- выпуск газеты «Лицейский вестник»;
- творческие связи с библиотеками города.
Критерии оценки:
- приобретение знаний, выработка отношений к ценностям, которые в конечном итоге обуславливают мировоззрение и идеалы человека.
10. Семейно-родовое воспитание:
Цели и задачи:
- обеспечение духовного единства поколений, сохранение семейных традиций, семейных реликвий, изучение родословной, приобщение детей к народным традициям, родному языку, традициям и обрядам;
- усвоение базовых моральных ценностей и идеалов, культурных традиций,этических норм взаимоотношений между близкими и в общественном окружении, воспитание культуры поведения, способности заботиться о младших и беспомощных;
- половое воспитание детей, развитие моральной чистоты, уважения к женщине, чувства дружбы ,любви, подготовка к супружеской жизни, привитие навыков воспитания детей в семье.
Формы и средства реализации:
- уроки этики и эстетики;
- классные часы;
- тренинги;
- общелицейские мероприятия;
- проведение воспитательных мероприятий совместно с родителями;
- встреча с интересными людьми.